Перевозка негабаритных грузов всегда связана с целым рядом организационных и технических проблем. Помочь в их решении поможет современная спецтехника – тягачи, оснащенные тралами различной конструкции и грузоподъемности.
Что же представляют собой тралы, без которых транспортировка тяжелой дорожной, строительной, сельскохозяйственной техники, металлоконструкций, емкостей и других массивных грузов практически невозможна?
Технические особенности тралов
Трал – специализированный прицеп или полуприцеп, используемый для перевозки тяжелых и негабаритных грузов. Конструкция тралов специально приспособлена для быстрой и безопасной доставки тяжелых технических средств к месту работ. Среди преимуществ техники этого вида можно отметить:
- повышенную прочность платформы и оснащенность надежными устройствами (жесткими и гибкими) для установки и фиксации грузов в процессе транспортировки;
- наличие трапов для заезда на платформу – при загрузке и выгрузке самоходной техники нет необходимости в дополнительных грузоподъемных механизмах;
- возможность перевозки особенно крупных негабаритных грузов и длинномеров, для которых предусмотрены телескопические и модульные тралы;
- универсальные сцепные устройства (седла), совместимые со всеми моделями тягачей и обеспечивающие соединению 2-3 степени свободы;
- достаточный уровень маневренности за счет регулируемых подвесок.
Классификация тралов
Тралы характеризуются:
- грузоподъемностью;
- габаритными размерами по высоте, ширине, длине платформы;
- типом подвесок;
- порядком загрузки (спереди или сзади);
- способами фиксации груза на платформе.
По уровню грузоподъемности выделяют тралы:
- легкие (до 30 т);
- средние (до 50 т);
- тяжелые (до 120 т);
- модульные (более 120 т).
Безаварийная и быстрая доставка грузов во многом зависит от состояния и вида подвесок полуприцепа. Среди наиболее распространенных различают подвески:
- пневматические;
- гидравлические;
- механические рессорно-балансирного типа.
В современных моделях тралов используется электронное управление гидравлическими и пневматическими системами автомобиля, позволяя снижать негативное влияние рельефа дорог на подвески и платформу в целом.
Габаритные размеры
Для оценки технических достоинств трала, наряду с грузоподъемностью, особое значение придается габаритам и высоте платформы. Для транспортировки грузов по дорогам общего назначения предусматривается:
- высота платформы – для высокорамных тяжеловозов – до 1650 мм, для низкорамных – до 600 мм. Строгое ограничение по высоте связано как со способом загрузки, так и с возможными препятствиями в дороге – тоннелями, , ЛЭП, надземными пешеходными переходами и др.;
- длина платформы варьируется в диапазоне от 5 до 12 м – для прямых тралов, для раздвижных и модульных – от 12 до 35 м и более;
- стандартная ширина полуприцепа — 2,5 м, с учетом боковых расширителей – не более 3 м. В отдельных случаях допускается ширина платформы 3,3 и 4,1 м. Учитывая действующие ограничения ТС по ширине (2,55 м), для транспортировки крупногабаритных тралов с грузом нужны специальные разрешения, сопровождение и т.д.
Тралы специального назначения
При организации перевозок не обойтись без телескопических, модульных тралов и тралов с раздвижной платформой – их используют при необходимости транспортировки наиболее объемных и тяжелых грузов.
Модульные автопоезда состоят из нескольких модулей – прицепов-тяжеловозов, применяемых для перевозки неразборных длинномерных конструкций. Контроль нагрузок на оси обеспечивается при помощи специальных датчиков-манометров.